Уважаемые родители обучающихся 3-х классов! В 4м классе вашим детям предстоит изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ). Прочитав данный материал, надеемся, что Вы получите ответы на все вопросы и сможете сделать выбор модуля для изучения. |
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:
- духовно-нравственное воспитание учащихся;
- формирование поликультурной компетентности:
- знание и принятие человеком
- культурного и религиозного разнообразия мира;
- доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры.
Какими мы сегодня воспитаем детей, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Курс ОРКСЭ призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культуры народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьников, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
Курс ОРКСЭ носит светский характер – у всех модулей единая методическая и методологическая основа преподают его учителя школы, прошедшие специальную подготовку.
Курс ОРКСЭ носит культурологический характер. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Сколько часов отводится на предмет?
На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 ( 1 час в неделю)
Можно ли отказаться от изучения предмета?
Отказаться от изучения предмета невозможно так как Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года.
Но родители имеют возможность выбрать модуль.
Выбор модуля – право родителей (законных представителей) обучающихся.
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося, определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок
Выбор подтверждается заявлением родителя (законного представителя).
Какие модули содержит предмет?
Всего предмет ОРКСЭ предполагает 6 модулей: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.
Родителям необходимо выбрать только один модуль.
Кто будет вести курс ОРКСЭ?
Вести курс могут педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Что же изучает каждый модуль ?
Основы православной культуры.
Этот курс для тех, кто хочет познакомиться с православной культурой. Православными духовными традициями. Узнать как возникли православные праздники. Модуль особенно полезен, если ребёнок крещён.
Темы модуля: Россия – наша Родина. Православие и культура. Возникновение и распространение православной культуры.Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы мировых религиозных культур.
Наша страна многонациональна и на территории России проживают люди, разных культур, исповедующие разные религии. Модуль познакомит ребёнка с мировыми религияи: христианством, буддизмом, иудаизмом. Что между ними общего, чем они отличаются? На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Темы модуля: Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики.
Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле и Золотого правила нравственности. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек.
Темы модуля: Россия – наша Родина.Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Нравственный поступок. Стыд, вина, извинение. Честь и достоинство. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Совесть. Семья и род – исток нравственных ценностей. Любовь и уважение к Отечеству.
Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?
- Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.
- Учащиеся в конце освоения курса будут представлять свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п
Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?
Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.
Но предварительный выбор необходимо сделать уже сейчас, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.
Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?
С 1 сентября 2015 г. в соответствии с ФГОС ООО в 5х классах введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).
Нормативно-правовая база организации учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР
Основным руководством организации духовно-нравственного просвещения учеников 4 и 5 классов является письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015 года №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», где Минобрнауки России разъяснило:
- ОРКСЭ изучается в 4 классе в течение 34 часов (1 час в неделю). Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ, предполагающий выбор модулей (ОПК, ОСЭ и т.д..
- Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
- отдельный самостоятельный учебный предмет ОДНКНР в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями региона России, включенный в части учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
- иные учебные предметы, раскрывая духовно-нравственный потенциал каждого. Выделяя в учебных программах, как гуманитарного, так и естественнонаучного и эстетического циклов, духовно-нравственный потенциал, воспитание у подрастающего поколения гражданской и национальной идентичности осуществляется наиболее эффективно;
- внеурочную деятельность (в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся).
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через три выше перечисленные формы относится к компетенции конкретной образовательной организации, которая и несет ответственность создания условий по духовно-нравственному воспитанию.
В МБОУ «Красноярская СОШ» предметная область ОРКСЭ и ОДНКНР реализуются через отдельный самостоятельный учебный предмет включенный в часть учебного плана общеобразовательного учреждения.
Обеспеченность учебниками по ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки от 08 июня 2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 53».
По модулям ОДНКНР в общеобразовательном учреждении используется учебник под редакцией А.Н.Сахарова, Москва «Русское слово», 2019г. В помощь ему служит линия УМК «Основы религиозных культур народов России» под редакцией А.Н.Сахарова, который входит в систему учебников «Инновационная школа».